Тема энергетического сотрудничества стала одной из центральных в ходе визита Владимира Путина в Германию 25-26 ноября. Визиту предшествовала статья российского премьера в газете Sddeutsche Zeitung под названием «Россия и Европа: от осмысления уроков кризиса – к новой повестке партнерства», в которой он предупредил, что принятие «третьего энергопакета» ЕС может привести к дефициту энергоресурсов и росту цен на энергоносители в Европе.
«При всех благих намерениях, он порождает серьезные риски в энергетическом хозяйстве Европы, подрывает желание инвесторов вкладывать средства в новые проекты, в результате – через несколько лет вместо конкурентного рынка мы можем получить обветшавшую инфраструктуру, дефицит энергоресурсов, а значит – и высокие цены для европейских потребителей», – написал Путин, указав, что России и Европейскому союзу «надо научиться не на словах, а на деле учитывать стратегические интересы друг друга, чего не скажешь о логике «третьего энергопакета».
«Непродуманная либерализация финансовых рынков – во многом спровоцировала финансовый кризис. Не хотелось бы, чтобы провалы регулирования в газовой отрасли также привели к новому кризису – на этот раз – энергетическому», – отметил премьер-министр РФ. Данная статья задала тон всему визиту и получила продолжение на конференции, организованной 26 ноября Sddeutsche Zeitung.
Россия далеко не в первый раз обращает внимание европейских коллег на противоречивость положений «третьего энергопакета». В частности, это было подчеркнуто в ходе переговоров между Россией и Польшей об увеличении экспорта российского газа. Евросоюз настаивал на том, чтобы оператором польского участка газопровода «Ямал-Европа» выступила третья сторона. Согласно положению «третьего энергопакета» ЕС, газопроводы и другие магистрали по транспортировке энергии и энергоресурсов должны управляться компаниями, независимыми от производителей энергии или энергоресурсов, что, в свою очередь, должно гарантировать свободный доступ к магистрали всех действующих на рынке производителей энергии или энергоресурсов.
Выступая в Берлине, Путин обратил внимание бизнесменов и политиков на то, что механическое применение «третьего энергопакета» в целом ставит под серьезное сомнение планы по модернизации трубопроводной системы Европы. Российский премьер напомнил собравшимся, что в настоящее время Россия и Германия занимаются реализацией проекта «Северный поток», в который идут огромные инвестиции со стороны российских и немецких компаний. «Естественно, инвесторы рассчитывали, что получат приоритетное право использования этой инфраструктуры. Это их газ, их инвестиции в трубу», – сказал Путин, подчеркнув, что согл
1971
асно положениям «третьего энергопакета» инвесторы не смогут полноценно и полноправно пользоваться инфраструктурой, создаваемой на их средства. «Компании вложили сотни миллионов долларов в этот проект, а теперь задним числом принимается этот пакет, и им отказывают в использовании собственного имущества», – сказал Путин.
Российский премьер обратил внимание на еще один пример неоднозначности «третьего энергопакета», отметив, что Россию пытаются лишить доли в трубопроводах, которые в последние годы она активно покупала. В частности, это касается Литвы. «Это что за разбой?», – задал риторический вопрос Путин.
Несмотря на то, что «третий энергопакет» вступит в силу только в марте 2012 года, уже сегодня он может серьезно осложнить взаимодействие России и Европейского союза в сфере энергетики и стать препятствием на пути реализации новых крупных энергетических проектов, в частности, Южного и Северного потоков. Этого можно будет избежать только при условии, что Россия и Евросоюз выработают общие правила игры в энергетическом секторе. Договоренности между Москвой и Варшавой об увеличении поставок газа и переходе польского участка трубопровода «Ямал-Европа» под контроль польской компании «Газ-Систем» является положительным примером того, как могут быть урегулированы подобные спорные вопросы. Однако это, скорее, исключение из правил. Не стоит ожидать, что в дальнейшем споры относительно того, кто будет управлять тем или иным газопроводом и отдельно взятыми его участками, будет разрешаться столь же легко. Необходимы новые механизмы и договоренности. В случае с Польшей Россия пошла на определенные уступки Варшаве, получив взамен выгодный контракт на поставки газа.
В этой связи призыв Путина создать единый энергокомплекс в Европе, который он озвучил на страницах Sddeutsche Zeitung, выглядит весьма своевременным. Путин предложил создать энергокомплекс, который позволил бы сторонам не только торговать энергоресурсами, но и провести обмен активами, совместно работать на всех этапах технологической цепочки – от разведки и добычи энергоресурсов до их поставки конечному потребителю. Однако, судя по всему, Евросоюз пока не готов к такому развитию событий.