«Наша служба и опасна, и трудна»: горноспасательное подразделение жандармерии на острове Реюньон

Задачи горного поисково-спасательного подразделения жандармерии Франции на острове Реюньон – такие же, как и у других подобных подразделений: поиск и спасение пропавших людей, а также охрана природы. И несмотря на то, что расстояние до Франции составляет 10 000 км, подразделение PGHM о. Реюньон тесно сотрудничает с компанией Petzl – использует снаряжение (средства индивидуальной защиты) и делится опытом его использования. Несмотря на всю красоту и экзотику, некоторые виды спасательных работ на острове Реюньон чрезвычайно опасны. Спасатели, механики и пилоты прекрасно это понимают, поскольку все они работали во французских Альпах.

 

PGHM значит «чрезвычайный»: уникальные условия острова Реюньон

С точки зрения организации техники безопасности, остров Реюньон (224 км по периметру) представляет собой нечто вроде «шапито»: по центру расположен вулкан, а его склоны изрезаны ущельями с красноречивыми названиями типа «Злосчастное ущелье». Видимо, чтобы усложнить и без того непростую службу спасателей PGHM, по этому прекрасному острову постоянно перемещается около миллиона туристов. Национальный парк острова Реюньон является объектом всемирного наследия ЮНЕСКО.

Тропический климат
Жара, влажность, ливни и мощные циклоны, изменчивая и непредсказуемая погода, которая может быть разной в разных концах острова, а также эффект ускорения воздушного потока в узких ущельях – все это неимоверно усложняет перемещение спасательных вертолетов (на военном жаргоне они называются «машинами»).

Значительные перепады температуры
От 0°С до 24°С зимой между самой высокой точкой острова (Питон де Неж (Piton des Neiges), 3070,5 м) и уровнем моря.

Легендарные каньоны: Такамака (Takamaka), Тру де Фер (Trou de Fer), Флёр Жон (Fleur Jaune), Бра Руж (Bras Rouge), Тру Бланк (Trou Blanc), Сен-Сюзан (Saint Suzanne).
Эти каньоны, идеальные для активного отдыха и каньонинга, представляют собой цирки, в которых реки из нескольких ущелий стекаются в единый поток (Бра). Когда высоко в горах бушуют бури, в этой горной реке сами собой образуются естественные «плотины» из земли и упавших деревьев, которые прорываются внезапно, даже когда внизу стоит ясная безоблачная погода.

Маршруты в цирках Силао (Cilaos) и Мафат (Mafate)
Достичь цирка Мафат можно только пешком или на вертолете. Дорог нет. Тропа представляет собой серпантин с разворотами на 180° и лестницы, врезанные в крутые склоны. На некоторых склонах тропы скрыты густой растительностью. Даже легкий дождик превращает и без того влажную почву в сплошную грязь, которая низвергается вниз по всем ущельям – в таких условиях любая прогулка по горам становится опасным приключением.
И еще одна немаловажная особенность этого необычного острова – первобытный тропический лес с гигантскими суккулентными растениями, где густая листва почти не пропускает солнечный свет, и видимость составляет один-два метра. Кроме того, темнеет рано и быстро. На верхних склонах часто висят густые облака, и пилоты вертолетов вынуждены ориентироваться с нулевой видимостью.

Вулкан Питон-де-ля-Фурнез (Piton de la Fournaise), 2632 м
Особым элементом пейзажа острова является спящий вулкан. Он может проснуться в любой момент. Последние извержения были в 2007 и 2010 гг. Аварийный сигнал из префектуры острова означает, что в ближайшее время может начаться извержение вулкана. У PGHM есть 30 минут на эвакуацию всех, кто находится вблизи смотровой площадки Па-де-Белькомб (Pas de Bellecombe).

 

 

 

Один день из жизни спасателей PGHM

Две команды – основная и вспомогательная – приходят к 8 утра на свою суточную смену на авиабазу Гийо (Gillot) 181 в Сен-Дени (Saint Denis). Всё готово, всё на своих местах: две «машины» в своих ангарах, внедорожники, мешки, униформа. Личное снаряжение и снаряжение команды очищено, проинспектировано, одобрено к использованию, промаркировано – здесь необходимо соблюдать военную дисциплину. Наготове авиаресурсы воздушного подразделения жандармерии и SAMU (неотложная помощь) – врачи, обученные спасать жизни в условиях гор. На большинстве вызовов необходим вертолет, однако ночью или в плохую погоду поисковые и спасательные операции проводятся на автомобиле, а затем пешком, командами по два человека. Если поступает вызов о потерявшихся детях, на поиски отправляется больше спасателей. Эта романтичная профессия требует хорошей физической подготовки, поскольку спасателям часто приходится носить тяжести (палатки, носилки, веревки, крючья и т.д.) Пешие поисково-спасательные работы в горах могут длиться от 18 часов до многих дней.

Связь – важнейший элемент профессии спасателя

 

Об этом знают даже молодые спасатели, проходящие обучение, – это их самое первое задание. Телефонные разговоры с пострадавшими или свидетелями очень важны, ведь они позволяют спасателям лучше понять ситуацию, установить их точное местоположение, проанализировать тяжесть ранений и определить по карте, какие трудности могут ожидать пилота и спасателей.
Это разговор между тремя людьми: «мы анализируем ситуацию (погода, ветер, необходимость авиационной поддержки) и внимательно выслушиваем врача и пилота». Когда спасатели разных подразделений (PGHM, SAG, SAMU) принимают решение лететь на вызов, в этот самый момент отдельные люди объединяются в единое целое, формируя сплоченную команду. «Мы все – как один. К вылету готовы».

Работа в команде
Настоящий спасатель должен уметь быстро схватывать самую существенную информацию. «Мы доверяем каждому, с кем мы работаем. Люди в команде очень хорошо работают вместе, и все же у каждого есть доля независимости, поскольку у каждого есть своя специфическая роль. Мы можем выполнять одну операцию в течение долгого времени. Необходимо уметь справляться с выбросами адреналина, оставаться внимательным, даже выполняя рутинные маневры, следовать протоколу. В нашей работе есть моменты, когда нужна предельная концентрация, и есть моменты, когда можно отдохнуть. Во время полета все уважают друг друга – и пилот, и люди на диспетчерской вышке».

 

Эта способность слушать приходит после многих лет изучения очень специфических техник; не последнюю роль играет также обучение руководящего состава. «Это дает нам взаимовыгодную базу знаний. Люди различных профессий и с разным опытом работают на одном и том же поле деятельности, но все мы умеем работать в команде». Пилот, желающий работать в SAG, проходит соответствующую подготовку, спасатели PGHM проходят специальный курс подготовки спасателей в горах, врачи подразделения SAMU также получают необходимую подготовку. На сложных заданиях спасатели следят за работой врача и помогают ему при необходимости. Они даже организуют курсы технической подготовки для врачей, чтобы те приобрели все навыки, необходимые спасателям.

 

Чтобы спасать человеческие жизни, команда вертолета (пилот и механик) должны хорошо ладить друг с другом. Их основная задача – как можно скорее доставить пострадавшего и врача в больницу. Иногда для того, чтобы подготовить пострадавшего к транспортировке, нужно время, но команда воздушного судна видит все наперед: они знают все техники, географию и топографию гор, а также возможную реакцию всех, кто вовлечен в спасательные работы.
Согласно требованиям спасателей, пилот должен подвести вертолет как можно ближе к месту спасработ. Это часто оказывается непростой задачей: пострадавший может находиться слишком близко к склону или скале, а может быть пристегнутым к параплану – в этом случае пилот должен стараться не задеть его. В каждой ситуации спасатели, находящиеся внизу, должны максимально четко объяснить ситуацию команде, находящейся в воздухе. Ключевые слова: каньон с крутыми склонами, плохая погода, смертельная опасность, непосредственная угроза, серьезно раненый ребенок, нештатная ситуация…
Команда, находящаяся на земле, должна вначале предельно четко объяснить ситуацию пилоту и механику. Описание обстоятельств не допускает интерпретаций, оно должно быть выслушано и понято всеми. Тон голоса и настроение иногда помогают максимально точно описать ситуацию.

Командир Давид Лойе (David Lohier) рассказывает об опасной спасательной операции

Канон Бра-Руж (Bras-Rouge): 16 человек оказались в ловушке (Силао, высота 1000 м), 2012 г.

«Проработав здесь всего год, я успел поучаствовать в самых разнообразных спасательных операциях: спасение самоубийц, спасение моряков с коммерческого судна, где подъем был затруднен из-за высоких волн; приходилось работать в каньонах, на вулканах, в условиях циклона… Эта спасательная операция в Бра-Руж была уникальна тем, что пилоты вертолета, спасатели и люди, оказавшиеся в беде, понимали друг друга без слов.

Рано утром я, как всегда, начал свою смену с чтения своих заданий на этот день и информации от предыдущей смены. Затем мы приступили к изучению новых методов подъема, и к их практической отработке. Вся команда вертолета пребывала в благодушном настроении, когда вдруг поступил вызов – нам предстояло проводить спасработы в каньоне. Первая поступившая информация заставила всех побледнеть, однако мы приготовились сделать все, что в наших силах, и запросили остальную информацию, необходимую для проведения операции.

Мы поднялись в воздух на нашем новеньком ЕС145*. Янник Одюрье (Yannick Audurier) подключился в качестве второго спасателя. Прибыв на место, мы обнаружили, что погода просто чудовищна: ливень и низко висящие тучи. Река Бра-Руж потемнела; она бурлила и буквально выплескивалась из берегов. В тот момент мы очень беспокоились за 16 человек, которые оказались в ловушке. Подход был очень сложным, нужно было соблюдать предельную осторожность. Критически важными стали навигация и точное пилотирование. Спасработы неимоверно осложнялись потоками воды и количеством пострадавших».

Безупречные действия пилотов и спасателей
«Мы увидели группу внизу в 150 м от выхода из ущелья. Они находились у самой стены, на узком выступе скалы. Мы решили, что будем спускаться все, в том числе и летный экипаж, чтобы эвакуировать всех как можно быстрее. Мы с Янником знали, что нельзя терять ни секунды. Перед выходом мы с экипажем четко договорились, каким образом будем проводить эвакуацию: спускаются двое, каждый берет по одному человеку; затем опускаем их на дорогу, которая находится на 200 м ниже (*«конвейер»). Это быстрый и эффективный способ эвакуации. Вот уже первые двое, в состоянии сильнейшей паники, оказались в безопасности… К счастью, никто не пострадал. Группа успела найти относительно безопасное место, прежде чем вода поднялась до критического уровня.

Мы использовали топографические индикаторы для определения уровня воды. Она продолжала подниматься. Мы попросили пилота вести вертолет настолько быстро, насколько возможно. Внизу напряжение нарастало, мы почти не разговаривали: только ключевые слова и точные движения. Уровень воды не падал, но уже не рос. Мы эвакуировали уже восемь человек. Наши опасения были позади, но места для маневров стало меньше. Наконец мы подняли гида и его последнего клиента. Не прошло и двадцати минут, как вся группа оказались у моста, на дороге, ведущей в CILAOS. Теперь настала наша очередь быть поднятыми на борт.

Когда мы, направляясь на базу, пролетали над местом высадки, и вся группа махала нам с земли в знак благодарности. Пилот ответил им коротким гудком сирены. Несколько человек, услышавших о спасоперации по радио, тоже вышли на дорогу, чтобы ощутить свою причастность к этому событию.»

Миссия выполнена
«Летели назад на базу осторожно, поскольку облака опустились еще ниже и висели вплотную к склонам гор. По дороге мы почти не разговаривали. Каждый думал о своём. Как только мы оказались на твердой земле, мы начали делиться друг с другом впечатлениями. Во время таких операций мы используем все свои знания и всю свою решимость, чтобы спасти людей, оказавшихся в тяжелой ситуации. К сожалению, иногда не обходится без трагедий.
Вернувшись на базу, мы обнаружили, что все уже знают о нашей спасательной операции. Несколько журналистов разговаривали с нашим начальством, мы же предпочли оставаться в тени, чтобы отдохнуть от этих событий и сбросить эмоциональный стресс. В тот же вечер и телевидение, и наше командование поздравляли нас с успешным выполнением миссии. На следующий день гид этой группы связался с нами, чтобы рассказать о пережитом ужасе и поблагодарить нас за спасение.»

*«Конвейер»: быстрая выгрузка по одному людей или оборудования в безопасное место, из которого можно организовать их вывоз (дорога, расчищенная площадка и т.п.).  Вертолет EC145 при обычных обстоятельствах может вместить на борту 6 или 7 человек, однако необходимо учитывать местоположение, количество людей, вес людей и оборудования, запас топлива и сложность ситуации. Поэтому часто мы вынуждены проводить спасательные операции «конвейером».

 

Сотрудничество между компанией Petzl и PGHM

«Компания Petzl занимается разработкой альпснаряжения и светового оборудования, обучением персонала и инструкторов, а также предоставляет важную информацию по периодическим тщательным проверкам средств индивидуальной защиты.

Мы всегда создавали специализированное снаряжение для спасателей. Горным спасателям из PGHM нужны все виды снаряжения для различных ситуаций – надежные, прочные и долговечные изделия. Они проходят обучение по использованию этого снаряжения и делают свой вклад в его разработку и усовершенствование, сообщая нам о своем опыте использования наших изделий. Компания Petzl гордится партнерскими отношениями с подразделением PGHM. И это не просто взаимодействие между производителем и пользователем – это совместное творчество, которое дает людям новые возможности».

Бруно Ламбер (Bruno Lambert), руководитель направления «Промышленный альпинизм и спасательные операции»  по Франции

 

Продукция Petzl для спасательных работ

 

 

Дополнительная информация о PGHM

Основная задача PGHM – горного поисково-спасательного подразделения жандармерии – выполнение плана спасательных работ, который разрабатывается местной префектурой. PGHM является техническим консультантом по спасению в горах (CTM) префектуры острова Реюньон – то есть фактически единственной организацией, ответственной за спасение и поиск пропавших. Помимо данных задач, предусмотренных законом и должностными инструкциями, еще одной функцией подразделения является охрана окружающей среды.

  • В плане префектуры указаны обязанности SAG (воздушного подразделения жандармерии) под командованием подполковника Паскаля Бернардини (Pascal Bernardini), PGHM (горного поисково-спасательного подразделения) под командованием лейтенанта Гиля Нева (Guyle Neve) и SAMU (неотложная медицинская помощь в условиях гор).
  • В ведении PGHM находится весь остров Реюньон, включая побережье. Это подразделение может также проводить операции в южной части Индийского океана, например, на островах Кергелен (Kerguelen Islands).
  • Когда люди теряются или оказываются в опасности во время активного отдыха, в этом зачастую виноваты специфические условия тропических гор: грязевые оползни, ливневые паводки, лесные пожары, вулканы, высокие волны во время и после циклонов. Если при этом люди оказываются в изолированном месте, доступ в которое затруднен, спасатели вынуждены применять особые техники эвакуации.
  • Больше всех рискуют те, кто занимается горным туризмом и каньонингом, однако бывают и другие ситуации – иногда спасателям приходится эвакуировать, например, женщин с осложненными родами. С 2011 г. в распоряжении горного поисково-спасательного подразделения о. Реюньон находятся два вертолета – EC145 и Ecureuil BA.
  • В среднем в год подразделение выполняет 500 спасательных операций. Оно находится в активных партнерских отношениях с ONF (Главным управлением лесного хозяйства Франции), заповедниками, Министерством по делам молодежи и спорта, вулканической обсерваторией и EDF (электроэнергетической компанией Франции)
  • Подразделение PGHM о. Реюньон состоит из 15 человек, включая 4 молодых жандармов, проходящих обучение. Спасатели со стажем имеют государственную сертификацию по каньонингу, а некоторые из них – горные гиды, сертифицированные государством и IFMGA (Международной федерацией ассоциаций горных гидов). Все они квалифицированные полицейские и спасатели, все они прошли в жандармерии специализированное обучение работе в условиях гор и имеют удостоверения, дающие право выполнять спасательные операции.
  • Сайт PGHM (на французском языке)

 

 

Источник: petzl.com


Есть, что сказать?




* Ваше имя:
* Ваш e-mail:
Заголовок:
* Текст сообщения:
Прикрепить картинки:
(*.jpg, не больше 1Мб.)
1:  
2:  
* Код: