Со следующего учебного года в начальной школе вводятся дополнительные 10 внеурочных часов нагрузки в неделю. Столь пристальное внимание дополнительному образованию уделено в новых федеральных образовательных стандартах третьего поколения.
Акцент сделан на факультативных занятиях — родители смогут выбрать для своего чада занятие по душе, разумеется, в рамках того, что сможет предложить школа. По словам главного специалиста отдела общего и дошкольного образования, воспитания Министерства образования и науки Красноярского края Любови Череповой, для ребёнка «должна быть организована вторая половина дня по четырём направлениям внеклассной деятельности на выбор: оздоровительная, социальная, духовно-нравственная и общеинтеллектуальная». За внеклассную деятельность засчитают и те дополнительные занятия, которые дети посещают вне школы, однако все они должны быть согласованы.
Председатель комитета Госдумы по культуре Григорий Ивлиев считает, что дополнительные часы должны быть отданы предметам эстетического цикла — музыке, танцам, живописи. «Художественное образование должно стать обязательной частью общего образования. И не с теми уродливыми уроками рисования или музыки, которые есть сейчас», — говорит он.
Раньше функцию эстетического воспитания брали на себя музыкальные школы и школы искусств, в которые отдавали каждого третьего школьника, в наши дни скрипка или краски под мышкой у школяра, скорее, исключение. В России сегодня 5600 школ искусств, где занимаются 11% детей от 5 до 15 лет.
— В нашей школе преподаются музыка и изобразительное искусство, — рассказала «Гудку» директор школы № 3 г. Ростова Ярославской области Елена Пряженкова. — Если увеличивать обязательные часы на художественное образование, сразу встанет вопрос: где взять дополнительные ресурсы? У школы есть возможности привлекать педагогов для предметов эстетического цикла, но мы не сможем своими силами обеспечить работу предметных кабинетов, ведь в любом потребуется дополнительное специальное оборудование, которое стоит недёшево, и в этом плане вся надежда только на родителей.
По её словам, родители заинтересованы в том, чтобы дети развивались эстетически, и готовы за это доплачивать. «Другое дело, есть ли необходимость вводить дополнительные часы в школе, если все желающие посещают музыкальную школу или изостудию, — размышляет директор. — Приобщаться к прекрасному можно только добровольно».
Депутат же Ивлиев считает, что разница между кружком и музыкальной школой принципиальная. «В школе есть программы, требования к результатам. Туда отбирают учеников. А в кружок ты можешь ходить всю жизнь, даже если тебе медведь на ухо наступил», — замечает он.
Как мас
139b
совость художественного образования совместить с его качеством, особенно в сельской местности, где и обычных-то учителей не хватает, парламентарий, однако, не поясняет.
Впрочем, педагоги говорят, что смысл в расширении эстетического образования всё же есть. «Чтобы научиться играть на каком-либо музыкальном инструменте, шевелить пальцами мало, нужно шевелить мозгами, — говорит учитель детской музыкальной школы № 4 Казани Лариса Чефанова. — Те ребята, которые успешно учатся в школе искусств, в общеобразовательной школе тоже не отстают. Даже если ребёнок через пару лет поймёт, что гаммы и танцевальные па его больше не интересуют, художественный вкус и умение ценить красоту останутся с ним на всю жизнь».