С середины октября между филиалами ОАО «РЖД» и железнодорожными администрациями соседних государств действует договорённость о штрафах за передачу с опозданиями пассажирских поездов на погранпереходах. Первые итоги показывают, что украинские и казахстанские железнодорожники чаще, чем российские, нарушают график движения поездов.
Соглашение об экономической ответственности за передачу пассажирских поездов с нарушением графика движения по межгосударственным стыковым пунктам было принято на 50-м заседании Совета по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества в Минске в мае прошлого года. Документ предусматривает единую ставку штрафа для железнодорожных администраций, виновных в передаче с опозданием международных пассажирских поездов через приграничные стыковые пункты. За каждые полчаса задержки предусмотрен штраф в размере 200 швейцарских франков (6 тыс. руб.).
Как рассказал начальник службы предоставления услуг инфраструктуры в пассажирском сообщении ЮВЖД Вячеслав Прокофьев, договор, подписанный между ЮВЖД и «Укрзализныцей» (вступивший в силу с 13 октября), чётко определяет все нюансы передачи, начиная от работы поездных диспетчеров и заканчивая определением сигнальных точек, прохождение через которые – физическое подтверждение того, что поезд убыл на Украину или прибыл оттуда. Оговорены формы суточных ведомостей и схемы их передачи и согласования.
«Если мы сдаём поезд с задержкой более 30 минут, то принимающая сторона направляет нам свою суточную ведомость на согласование, и если для этой задержки нет уважительной причины, то украинская сторона вправе потребовать материальной ответственности, – объясняет Вячеслав Прокофьев. – Правда, фактически расчётов между ЮВЖД и Южной дорогой нет. Они будут вестись на уровне ОАО «РЖД» и «Укрзализныци».
На ЮВЖД отмечают, что договор не является поводом для предъявления претензий к соседям, а работает как стимул чёткого выполнения графика передачи поездов на погранстанциях: Казачья Лопань, Тополи и Лантратовка.
Впрочем, за время работы в рамках договора причин для самоанализа у ЮВЖД почти не представилось. Во второй половине октября было всего пять опозданий больше чем на 30 минут.
«Причём два из них по вине украинских сигналистов, у которых возникли неполадки, и мы не могли вовремя сдать поезда. А ещё в одном случае сильный ветер повалил дерево, повредившее оборудование. Такие мизерные цифры ещё более показательны при общей картине. В октябре ЮВЖД сдала на Украину 521 поезд», – отмечает инженер службы предоставления услуг инфраструктуры в пассажирском сообщении ЮВЖД Татьяна Гурова.
В первую неделю ноября ЮВЖД сдала с опозданием только семь поездов из 118. При этом не было
23d0
ни одной задержки более получаса.
Пока из графика чаще выбиваются украинские коллеги. В октябре ЮВЖД приняла с Украины 515 пассажирских поездов, из них с задержкой – 144. При этом из этих опоздавших 11 задержались более чем на полчаса.
«Были задержки и по два, и почти по три часа. Во время хода по нашей дороге больше половины отставания удавалось компенсировать увеличением скоростей. Но нам-то важен сам факт отсутствия задержек на границе, и мы будем продолжать работу с украинскими коллегами, чтобы в будущем их становилось всё меньше», – отмечает заместитель начальника службы предоставления услуг инфраструктуры в пассажирском сообщении ЮВЖД Денис Вакуленко.
На Южно-Уральской дороге действие договора о взаимной ответственности началось с
18 октября.
«В октябре по четырём стыкам с АО «НК «Казахстан темир жолы» (КТЖ) с опозданием, превышающим 30 и более минут, поступило 19 поездов. В предъявленной Казахстанской дороге ведомости попало всего шесть таких поездов», – говорит замначальника службы предоставления услуг инфраструктуры в пассажирских сообщениях ЮУЖД Анатолий Поздняков.
Вместе с тем пять поездов из попавших в ведомость оказались спорными, у них нет подтверждения причин опоздания, один поезд задержался из-за таможенных и пограничных проверок.
«Опоздавшие на стыках поезда – из Киргизии и Узбекистана. С нарушением графика движения они пришли и на нашу дорогу», – объясняет начальник отдела департамента пассажирских перевозок АО «НК «КТЖ» Ольга Маурина.
По её словам, причин задержек по вине КТЖ не было. Локомотивные бригады максимально нагоняли время, светофоры были открыты, но на контрольных пунктах пропуска поезда держали таможенники и пограничники.
Зато у КТЖ большие претензии к поездам из Бишкека.
«Мы уже выступали с требованием приостановить поезд Бишкек – Москва, в котором нарушаются правила перевозки пассажиров. В него сажают без удостоверения личности, купе забиваются пассажирами – сколько войдёт. Случается провоз контрабанды, в том числе и проводниками. В поезде пытаются провезти наркотики», – говорит Ольга Маурина.
С таким набором нарушений, когда таможенникам надо досмотреть все потолки и перегородки в вагонах и тамбурах, а пограничникам выяснить личность пассажиров без документов, а потом ещё и выселить некоторых из поезда, установленного графиком времени для контроля не хватает. С нарушениями идут и другие поезда из Киргизии. Так, например, на станции Локоть (стык с ЗСЖД) таможенники и пограничники почти на шесть часов задержали поезд Бишкек – Новокузнецк.
Как считают на КТЖ, заключённый в октябре с Киргизской дорогой договор об экономической ответственности за опоздания будет дисциплинировать соседей. Сейчас «Казахстан темир жолы» готовится к подписанию подобного договора с Узбекистаном.
«Поезда из Ташкента тоже грешат нарушением правил перевозки пассажиров, из-за чего и опаздывают. Правда, в последнее время наметилась тенденция к улучшению положения», – уточняет Ольга Маурина.
А по межгосударственным стыкам на ЮУЖД продолжают поступать поезда с задержками. Так, за 17 дней ноября на пункт Елецк из 12 поездов пять поступили с опозданием в 30 и более минут. Сама же Южно-Уральская в октябре все поезда КТЖ сдала строго по графику.
«Штрафной» договор заключила и Приволжская магистраль, которая граничит с Казахстаном станциями Аксарайская-2 и Озинки.
Как рассказал начальник службы предоставления услуг инфраструктуры в пассажирских сообщениях дороги Сергей Денисенко, за октябрь АО «НК «КТЖ» сдало на ПривЖД с опозданием 25 пассажирских поездов, из них по стыку Аксарайская – 19 поездов, по стыку Озинки – 6 поездов. В свою очередь, ПривЖД сдала с опозданием только один поезд по стыку Озинки.
«Поскольку стыки расположены на нашей дороге, то мы подготавливаем и отправляем в Казахстан сводную ведомость о задержанных поездах с нашей и с их стороны. Сейчас КТЖ рассматривает такой документ. Соседи могут согласиться с предоставленной информацией или её опровергнуть», – говорит Сергей Денисенко.
На рассмотрение документа у КТЖ есть два месяца. А пока российские железнодорожники подводят итоги ноября, сводные ведомости будут переданы соседям в середине декабря. Тем не менее железнодорожники уверены, что новый порядок сделает дороги более ответственными, опоздания на границах сократятся. От чего в первую очередь выиграют пассажиры.
«А что хорошо пассажиру, то выгодно и для дороги», – уверен Сергей Денисенко.