В последние дни и президент, и премьер много говорят про жилищные проблемы. На Госсовете, посвященном ЖКХ, Дмитрий Медведев заявил об опасности, надвигающейся со стороны коммунального хозяйства, где более 60% основных фондов отслужили свой срок.
«Если сейчас этим не заняться, через 5-7 лет наступит катастрофа», — считает президент. И в качестве «лекарства» от ветшающей коммуналки он предложил продлить срок Фонду поддержки реформирования ЖКХ, который «себя зарекомендовал»… и докапитализировать его.
— А что же, собственникам еще советского жилья, загоняемым в ТСЖ, ждать от многообещающих руководителей государства?
Этот и другие жилищные вопросы корреспондент Галина Платова задала депутату Госдумы фракции КПРФ, председателю подкомитета по жилищно-коммунальному хозяйству комитета по строительству и земельным отношениям Алексею Викторовичу КОРНИЕНКО.
— Услышав заявление Путина об увеличении строительства до 100млн квадратных метров жилья к 2016 году, я вспомнил его обещания увеличить к 2010 году в 2 раза ВВП, превратить Кавказ в «мекку» для туристов и многое другое. Что выполнено? Ничего. Думаю, тот же результат будет и с жилищными метрами.
Если бы обещания давались всерьез, то сначала нам объяснили бы, из чего будут строить в стране, где разрушена строительная индустрия. По данным Росстата, в 2009 году в РФ было построено около 60млн квадратных метров жилья. Невысокий показатель, прямо скажу. Тем более что в эту цифру «слили» все: малоэтажное, частное строительство, элитное, социальное, вплоть до садовых домиков.
— А сколько построено социального жилья? Очереди ведь огромные.
— Этих данных нет. Есть только общие цифры. Знаю, что до 30 млн граждан живет в ветхих, аварийных домах, либо стоят в очереди на социальное жилье. Реально им никто ничего не гарантирует. Многие из очередников в соответствии с новым ЖК могут вообще забыть о получении бесплатного жилья. Там прописаны жесткие условия для таких граждан. И тому есть просто объяснение. В РФ не из чего строить. По сравнению с 1990 годом, в РФ производство цемента упало в 2,5 раза, кирпича — в 2 раза, пиломатериалов — в 5 раз, продукции крупнопанельного домостроения — в 10 раз, экскаваторов — в 10 раз, башенных кранов — в 14 раз. Это что касается промышленного производства.
А строители кто? Если взять Москву, крупные города РФ, то в них кадровый состав строителей представлен гражданами азиатских республик: узбеками, таджиками, киргизами… Их профессиональный уровень далек от совершенства. Россия могла бы своих специалистов подготовить, но строительные училища, колледжи либо закрыты, либо влачат нищенское существование. А если и выпускают своих учеников, то в никуда. Они проигрывают в конкуренции с дешевой рабсилой из Азии.
У нас из 3 млрд 177 млн квадратных метров жилья, только по официальным данным, 99
30d2
млн 519 тыс. кв. метров — аварийное и ветхое. Чтобы людей переселить из опасных для жизни и здоровья жилищ, надо в ближайшие год-два построить около 100 млн квадратных метров жилья. Но темпы введения нового жилья таковы, что компенсируют не более 5-6% устаревшего жилфонда.
— Ремонт, содержание домов — острейшая проблема. Главный вопрос — кому платить. В верхах решили взвалить финансирование на жильцов через систему приватизации и товариществ собственников жилья (ТСЖ). Но есть еще программа капитального ремонта жилфонда. Как она выполняется?
— Везде по-разному. Не так давно был в Магаданской области. Люди обескуражено спрашивали, почему их дома не подпадают под 185-й закон «О Фонде реформирования ЖКХ», принятый «Единой Россией» в ускоренном режиме, хотя находятся в ужасающем состоянии. У меня есть справки по этим домам, я в них был и видел, что там творится. Жители абсолютно правы. К сожалению, этим законом все отдается в руки местных властей. Они определяют, какие дома ремонтировать сейчас, а какие оставить на потом. Чиновники смотрят прежде всего, как им с финансовой точки зрения выгоднее поступить.
— Поэтому после выгодно проведенного капремонта в квартирах не работают краны, текут батареи, трескаются стены?..
— У меня множество обращений из разных регионов РФ, где говорится, как проводился капремонт. Экономия на капремонте дорого обходится и жильцам, и бюджету. Так, перенос ремонта типового панельного 5-этажного дома на 3-4 года увеличивает затратность на 18-20%. Качество ремонта, да и вновь вводимого жилья, у нас никем не контролируется. На встречах и в письмах люди жалуются на то, что после проведенного ремонта состояние домов становится хуже.
Буквально сотни таких писем. В них — отчаяние граждан, которые исправно платят за жилье, коммунальные услуги, а вместо достойного обслуживания получают издевательство. Убежден, что с существующим подходом к содержанию жилого фонда, а также учитывая низкое качество нового жилья, через несколько лет в перечень домов, требующих капремонта, не войдут только особняки и элитные дома для богатых.
— Какой объем жилфонда РФ требует сейчас капитального ремонта?
— 284 тыс. 281 многоквартирный дом ждет капитального ремонта. Затрачено уже на капремонт жилья 143млрд 687 млн 141 тыс. руб.
— Как содействует проведению капремонта Фонд ЖКХ, который получил в распоряжение сначала 240млрд руб. из бюджета, а недавно ему добавили еще 24 млрд руб.?
— Фонд действует как посредник по распределению финансов между регионами и правительством. Эти деньги можно было бы прямиком отправлять на ремонт в регионы. Но Фонд следит за тем, чтобы региону деньги выделялись только при активном создании ТСЖ в жилых домах этого субъекта. Фонд ничего не решает относительно качества ремонта, не контролирует использование денег. Этим занимаются местные органы власти. Собственникам жилья, недовольным качеством проведенного ремонта, предписывается обращаться в суды. Фонд не вмешивается в споры между собственником и организациями, проводившими ремонт, никакой ответственности ни за что не несет. Даже перед депутатами не отчитывается.
В прошлом году должен был состояться отчет руководителя Фонда Цицина. Но он был перенесен и до настоящего времени о деятельности Фонда мало что известно. Накопилось много вопросов лично к Цицину. Приходится их задавать министру регионального развития В.Басаргину, который стабильно отчитывается перед депутатами. Но на наши конкретные вопросы тоже не дает прямых ответов.
— Как, по-вашему, не лучше ли деньги, выделяемые Фонду из госбюджета, — 240 млрд руб., потом еще 24 млрд руб. — без посредника направлять на ремонт домов?
— Думаю, эффект был бы выше. Без посредника было бы проще договариваться правительству и регионам о проведении капремонтов. Не требовались бы деньги на содержание высокооплачиваемого руководства и аппарата Фонда. Это серьезные суммы. На них можно отремонтировать дополнительно несколько домов.
— В сфере ЖКХ есть еще одна ловушка — создание ТСЖ. Что происходит с товариществами?
— Несмотря на бесчисленные скандалы, связанные с недобросовестными ТСЖ, людей продолжают загонять в эти товарищества. Цель одна — вынудить собственников жилья полностью платить не только за услуги ЖКХ, но и за ремонт, содержание своих домов.
Раньше были ДЭЗы, ЖЭКи, был один государственный аппарат на большой участок жилого фонда. Теперь они стали частными компаниями, плюс в каждом доме — свое ТСЖ с собственным аппаратом. И все они твердо усвоили то, что действующим ЖК прописано за все платить и нести ответственность исключительно собственникам жилья.
— Не кажется ли вам, что самыми бесправными среди собственников стали именно владельцы квартир — самая многочисленная и самая «наказуемая» категория собственников?
— Это точно. Причем подавляющее большинство из них получили бесплатно свои квартиры в годы советской власти. Теперь из этих собственников выжимают деньги на все и про все. У меня есть письма, где люди пишут, как их вынуждают платить за услуги ЖКХ не только за себя, но и за злостных неплательщиков. Собственники жилья обязаны вступить в ТСЖ и оплачивать это товарищество.
Люди не могут найти управы на недобросовестных председателей товариществ. Никто не имеет права вмешиваться в работу ТСЖ. Людям говорят: либо решайте все на собраниях, либо идите в суд и там доказывайте свою правоту. А суд — это новые затраты, нервы. В базовом законе — ЖК — не прописана финансовая ответственность управляющей организации за непредоставленные услуги. ТСЖ, управляющие компании только собирают деньги. И очень преуспевают в этом деле.
— Госдума приняла в первом чтении законопроект «О внесении изменений в ЖК РФ и в отдельные законодательные акты РФ», касающиеся регулирования отношений по управлению многоквартирными домами. КПРФ выступила против. «За» голосовали только «единороссы» и жириновцы. Что кроется в этом законопроекте для собственников жилья?
— Новые ловушки, связанные с финансовыми затратами для граждан. ТСЖ, которое не является коммерческой организацией по действующему законодательству, по принятому законопроекту получает право заниматься коммерческой деятельностью. Кто будет отвечать за последствия этой коммерческой деятельности в случае непредвиденных обстоятельств, когда, допустим, банки потребуют обратно деньги с этого ТСЖ, непонятно. Боюсь, что опять собственники жилья будут рассчитываться за коммерсантов.
Вторая ловушка — обязательность страхования жилья. Это опять же большие денежные затраты для собственников жилья в пользу страховых компаний, которые, как и ТСЖ, озабочены исключительно собственным обогащением.
— Третья ловушка — тарифы?
— Да, безудержный рост платы за ЖКХ приобретает скорее политический характер, чем экономический. Не случайно эту отрасль называют жилищно-криминальной. Как показывает практика, помимо завышенных нормативов на предоставление коммунальных услуг, чиновниками придумываются различные дополнительные способы по отъему средств у населения. Например, в Мытищах Московской области, где управляющая компания, которой оказалось муниципальное унитарное предприятие «Управление заказчика ЖКХ», наложила на жителей 140-квартирного дома по 3-й Крестьянской улице завышенные тарифы. В результате жильцы дома ежегодно переплачивали 400-500 тыс. руб. В ноябре 2009 года по настойчивому требованию депутатов-коммунистов «ошибку» вскрыли. Но это только один пример. А сколько таких случаев по России?
— Какой выход из этих рыночных ловушек и капканов?
— Возврат к исходному положению и пересмотр принятых законов по жилью. Но это произойдет, если в Госдуме не будет того конституционного большинства, которое навязывает непродуманные, а то и вредные законы. Это нужно понять и осознать нашим избирателям, которые ищут защиты в КПРФ, а голосуют — как придется… Но нашего представительства в Госдуме недостаточно для того, чтобы изменить положение дел. Хотя мы очень стараемся облегчить участь наших граждан.