Межнациональные столкновения на Кавказе могут повторяться


  Межнациональные столкновения на Кавказе могут повторяться

Александр Белов, Дмитрий Абзалов и Александр Ципко о конфликтах между русскими и кавказцами

В минувшие выходные в Ставропольском крае произошел конфликт между русскими и чеченцами. Казаки вступились за 15-летнюю девушку, с которой горцы пытались «познакомиться». В результате столкновения кавказцы применили огнестрельное и травматическое оружие, и ранили семь человек. Почему такое происходит? Почему кавказцы позволяют себе подобное поведение по отношению к другим гражданам России и, как правило, не несут за него никакой ответственности? Что в данном случае делать другим подданным РФ? Как им обезопасить себя, своих близких? Своим мнением на этот счет поделились комментаторы «АиФ».

Александр Белов, бывший лидер Движения против нелегальной иммиграции:

— Принято считать, что мораль человека определяют его совесть и стыд. Если у христианских народов формирование поведения зависит от совести, то на Кавказе, там, где даже ислам прижился не полностью, это совсем не так. Там действуют так называемые адаты. Основным критерием является то, что скажет о том или ином поступке общество. Родные, друзья, близкие, старейшины. Однако когда молодые люди с Кавказа вырываются за пределы своего сообщества, существующая у них нравственная категория полностью исчезает. Их никто не осудит!

К тому же поколение, которое сейчас активно вступает в жизнь, если говорить о чеченцах, в школах практически не училось. В период его взросления на территории республики шла война, а местные жители были подвержены идеологической обработке боевиков, призывающих ненавидеть и уничтожать русских.

Я не думаю, что с приходом Кадырова в сознании этих людей что-нибудь изменится. Это часть их культуры, впитанная с молоком матери. Соответственно негативное отношение будет сохраняться и далее.

Еще один момент заключается в религиозном понимании происходящего. Дело в том, что шариат позволяет мусульманину брать в жены кого угодно. В итоге, вульгаризируясь, — это приобрело такой характер, что те, кто не мусульманки воспринимаются горцами проститутками, с которыми можно делать все, что угодно. Такого рода происшествия для тех мест еще с 19 века являлись нормой. То горцы похищали русских женщин, то терские казаки — чеченок, черкешенок и других горянок. К этому все привыкли. Однако теперь, в 21-м веке, это кажется дикостью.Что делать? Если в Советском Союзе родовые пережитки так и не были преодолены, то вряд ли с ними будет покончено и теперь. Если их не удастся нивелировать, то подобные случаи будут повторяться вновь и вновь. Поэтому, я порекомендовал бы жителям регионов, граничащих с Кавказом, не отпускать женщин на улицу одних, и всегда иметь при себе оружие. Конечно, за его неправомерное применение полагается наказание, но, как говориться, пусть лучше тебя трое
16ef
судят, чем четверо несут.
Дмитрий Абзалов, политолог:

— Подобные столкновения сигнализируют о том, что национальная проблема в нашем обществе стоит остро, но пока решается на подобном бытовом уровне. По своей сути массовая драка значительно опаснее обычной драки, поскольку — неуправляема, в нее вовлекается большое число людей, которые теряют над собой контроль. Это процесс, во время которого цель и смысл самой драки забывается, она становится лишь выплеском неконтролируемой и стихийной агрессии. Одно такое столкновение — как камень, брошенный в воду. Круги от него разойдутся далеко, и могут иметь гораздо более серьезные последствия, чем локальная стычка.
Александр Ципко, философ, политолог:

— Помню, как лидер Кабардино-Балкарии Валерий Коков объяснял мне, что Россия — это не просто федерация, а многонациональная страна, в ней разные народы живут веками на своих исторических территориях. И они ощущают себя равноправными — наравне с русскими — хозяевами России. Поэтому, чтобы сохранить целостную сильную Россию, необходимо формировать многонациональную элиту, в которой представлены все народы. А у нас даже Конституция практически не учитывает многонациональную природу России. Только тогда, когда народы Северного Кавказа поймут, что их голос слышен, что их представители на равных участвуют в управлении страной, они проникнутся ощущением нашего общего дома. А иначе, никакие меры не избавят нас от опасности, пока мы не приведём свою политику в соответствие с реалиями многонациональной, многоконфессиональной России.