Я расскажу о том, как я прошел маршрут «Intégrale de Peuterey» — самый длинный траверс в Альпах. Мне очень хотелось пройти этот маршрут с набором высоты 4500 м, который занимает 2-3 дня.
Рассказывает Ули Штек
Предварительно изучив маршрут во всех подробностях, я решил попробовать пройти его. Я собирался начать восхождение из долины, добавив к подъему еще 1000 м, а затем спуститься в Les Houches. Это был простой и надежный план, как раз как я люблю.
Однако гребень оказался не из легких. Было много технического лазания, иногда было весьма непросто найти маршрут, а также приходилось очень много дюльферять.
Категория:
- TD/ED1 — довольно продолжительный
- Набор высоты: + 4500 м
- Среднее время прохождения: 2-3 дня
Факты и цифры:
- 1000 м — набор высоты (подход)
- 4500 м — набор высоты
- 3800 м — спуск
- Расстояние по горизонтали — без понятия!
Подготовка
Я изучал информацию о маршруте, и мое внимание привлекли отчеты альпинистов, прошедших этот маршрут раньше:
Маттео Пеллин (Matteo Pellin) и Арно Клавель (Arnaud Clavel):
«28 часов — наше рекордное время прохождения маршрута: мы начали подъем с Notre Dame de la Guerison в долине Валь-Вени (Val Veny), взошли на Монблан по маршруту Intégrale de Peuterey, а затем спустились в Курмайор (Courmayeur) через хижину Гоннелла (Gonnella).»
Лука Линдик (Luka Lindic):
Молодой словенский альпинист недавно прошел этот хребет за 15 часов.
Джонатан Гриффит (Jonathan Griffith) и Джефф Мерсье (Jeff Mercier):
Эти два альпиниста прошли маршрут в 2012 г., поднявшись из хижины Борелли до вершины Монблана за 29 часов 30 минут.
Меня вдохновили отчеты моих предшественников, и я стал планировать собственное восхождение. Как всегда, я подошел к делу очень основательно и решил тщательно изучить весь маршрут. Я никогда не был на южной стороне Монблана — и вот мы отправились туда.
Нужную линию маршрута не так-то просто найти, но зато можно лазать без веревок. Я был уверен, что это возможно. Теперь, как обычно, нужно было только дождаться хорошей погоды. У меня было мало времени: нам с женой нужно было лететь в Канаду в субботу 17 августа 2013 г., а на момент выхода уже был понедельник, 12 августа!
«Силы небесные», похоже, были на моей стороне — погода выдалась хорошая. Окрыленный, я поехал на машине в Шамони (Chamonix) и остановился в кемпинге Les Bossons. Затем я отправился в Курмайор и далее, вверх по долине Валь-Вени. Во вторник 13 августа Маттео Пеллин предложил мне переночевать в его лагере.
Затем я сделал короткую вылазку, чтобы разведать маршрут. Я начал подъем по южному хребту Aiguille Noire, взяв с собой лишь самый минимум снаряжения: 60 метров веревки Dyneema толщиной 6 мм, обвязку, несколько петель, кошки, ледовый инструмент, каску и скальные туфли. Кроме того, я взял перчатки, шапочку, солнечные очки, тонкий пуховик и мембранные штаны и куртку — на всякий случай. Воду можно было набрать где угодно прямо на маршруте, а из еды я взял 5 пакетов Powergel и 4 батончика Powerbar.
Накануне выхода я снова переночевал в кемпинге, наслаждаясь итальянским гостеприимством.
Бодрое утро
14 августа в 4 часа утра Маттео проводил меня на маршрут, на прощание угостив хорошим кофе. Я начал свой забег и в 5:10 был уже у начала маршрута, где я оставил свою рюкзак. Первую тысячу метров я прошел гораздо быстрее, чем ожидал, и было еще темно. Тем не менее, я начал восхождение. Неделю назад я уже был на этом же самом месте, и тоже в темноте, поэтому я решил, что без труда найду дорогу.
Восхождение в утренних сумерках принесло мне массу удовольствия; спустившись с Point Welzenbach, я переобулся в скальные туфли. С некоторыми сложностями к 08:30 утра я добрался до Aiguille Noire de Peuterey. Отсюда мне предстояло совершить довольно продолжительный спуск, который, однако, не помешал мне насладиться великолепным утренним пейзажем.
Всю ночь небо на юге время от времени вспыхивало зарницами, но сейчас там не было ни облачка. Воздух показался мне слишком сухим. Я ожидал, что холодный альпийский ветер в течение дня нагонит туч — осталось только подождать и проверить, верен ли мой прогноз.
Отсюда началась череда дюльферов, один за другим. Мне потребовалось 16 дюльферов, чтобы спуститься к хижине Les Dames Anglais. По кулуару, усыпанному мелкими камнями, я дошел до траверса, который привел меня к началу кулуара Шнайдера (Schneider couloir). Оттуда я поднялся к хижине Casati shelter. Склоны состояли из ломкой породы, характерной для Альп.
Соло…
Я был рад, что иду один. Когда двигаешься в связке, часто бывает трудно найти подходящий рельеф для страховки и, к тому же, все время нужно думать о том, чтобы не сбросить камень на своего напарника. А когда я один, я могу идти с удобной для себя скоростью, в своем собственном ритме. Это были самые прекрасные дни — только горы и я…
У Point Gugliermina я услышал голоса. Прямо надо мной двигалась связка альпинистов. Я обогнал их, стараясь держать дистанцию, чтобы ненароком не сбросить на них камень. Это была уже вторая связка, встреченная мной. Все мы двигались в своем ритме.
Я снова наполнил свою бутылку водой. Обезвоживания я не опасался — солнце светило ярко, и из-за тающего льда и снега воды было предостаточно. Потом стало облачно, температура упала, и вскоре облака затянули все небо.
Оказавшись на юго-восточной вершине Aiguille Blanche, я надел кошки. Дальше я шел по снегу. Очень узкий гребень привел меня к Pte Central, откуда снова пришлось спускаться по веревке. После трех дюльферов и спуска лазанием я достиг Col de Peuterey. Я оказался в плотном тумане — видимость была не более двух метров. И в этом кромешном тумане мне предстояло найти проход к Grand Pillier d’Angle!
В поиске маршрута я прошел по склону туда-сюда три или четыре раза, и наконец решил начать делать хоть что-нибудь. Примерно полчаса у меня ушло на то, чтобы сориентироваться и понять, где я нахожусь и куда мне идти. В любом случае, у меня не было выбора — надо было двигаться дальше. Наконец я нашел верный маршрут и добрался до Grand Pillier d’Angle без каких-либо проблем. Теперь я был над облаками. Вершина была уже близко. Я нашел несколько старых следов — как было бы здорово, если бы я нашел их сразу на Col de Peuterey…
Я почувствовал, как нарастает усталость. Я долго лез в быстром темпе почти без остановок. Мокрые перчатки на высоте 4000 м заледенели. Я решил потерпеть и надеть запасные перчатки уже на вершине — тогда у меня на спуске будут сухие перчатки.
… вершина!
Еще не было 15:00, когда я достиг вершины Mont Blanc du Courmayeur. Ветра не было, я был над облаками — фантастика! Это было потрясающе. Я решил не торопиться и сполна насладиться моментом, поскольку был уверен, что успею спуститься в долину до темноты.
Я был счастлив, несмотря на усталость. Предвечерний Монблан был прекрасен. В 15:35 я начал спуск и вскоре был у хижины Dome du Gouter. Отсюда начиналась широкая дорога — стандартный маршрут на Монблан.
На спуске я снова перешел на бег. Далеко внизу открывалась вся долина Шамони. Она все еще была далеко: мне предстояло 3800 м чистого спуска, а сколько это километров пути — я даже не представлял себе. Мне было все равно, несмотря на то, что ноги уже устали.
Я постепенно приближался к долине. После хижины Tête Rousse я увидел знак. Я вовсе не горел желанием знать, сколько мне еще спускаться. К счастью, знак не показывал ни времени, ни расстояния. На Bellevue я увидел еще один знак — 2 часа 20 минут до Les Houches. В восемь часов вечера с небольшим, через 16 часов и 9 минут после выхода из Валь-Вени, я уже стоял у церкви в Les Houches. Мне хотелось есть, но я решил идти дальше, до кемпинга Les Bossons, где остались мои вещи. У меня мелькнула мысль позвонить кому-нибудь, чтобы меня забрали и подвезли до кемпинга, но вечер был так прекрасен, что я решил прогуляться пешком. Через час я уже был возле своей палатки.
Я с наслаждением принял душ, выпил напиток, восстанавливающий силы, залез в спальник и уснул, счастливый. Это был волшебный день!
Ули Штек