Обзор от Валентина Блинова, любителя вело-ориентирования. Команда «Сальто Делчева».
«Умными» фонарями Petzl я пользуюсь уже года три, а это сотни ночных километров на велосипеде и бегом на различных соревнованиях и тренировках. В прошлые годы использовал и NAO, и его младшую сестренку Tikka RXP. Оба фонаря оставили самые приятные впечатления. И вот где-то весной 2016 года мне в руки попала обновленная модель NAO.
Повертел в руках новый NAO и… каких либо отличий, кроме цветовых, обнаружить мне не удалось. Закрались у меня сомнения, а новая ли это модель? И если все же новая, есть ли хоть какие-то отличия.
Решил почитать, что пишут про новинку на официальном сайте. Первое, что отметил – на картинке был изображен именно тот фонарик, что у меня в руках. Дальше решил сравнить характеристики – принципы работы остались неизменны, зато изменилась ключевая характеритика фонаря – максимальная яркость. Для наглядности приведу таблицы яркостных характеристик для NAO и NAO 2016 года.
Режим | NAO | NAO 2016 | |
REACTIVE LIGHTING | Максимальная автономность | 290 lm | 305 lm |
Максимальная мощность | 575 lm | 700 lm | |
CONSTANT LIGHTING | Максимальная автономность | 120 lm | 120 lm |
Максимальная мощность | 430 lm | 500 lm |
Внутри в NAO все тоже, без изменений. В аккумуляторном блоке скрывается стандартный аккумулятор формата 18650, к которому намертво приделан тремя проводами разъем. Зачем там три провода для меня так и осталось загадкой.
Если отстыковать разъем и вытащить аккумулятор, что кстати сделать не просто – разъем сидит довольно глубоко и плотно, и подцепить его сложно, особенно если это придется делать на фоне усталости, в темноте, замерзшими руками, в аккумуляторный блок можно вставить 2 батарейки формата ААА. От них фонарик даже как-то светит, но я бы не стал всерьез рассматривать возможность использования NAO с мизинчиковыми батарейками. Сделано это скорей для того чтобы такая возможность была теоретически, но рассчитывать на этот свет не стоит.
На голове NAO сидит отлично, система шнуровки удобная, главное не перетягивать. Фонарь отличается удачной развесовкой, и благодаря этому даже при весьма слабой затяжке шнурков сидит как влитой.
Последней домашней проверкой новинки была стыковка с вело шлемом. Ну, тут тоже все без изменений – садится отлично, держится крепко.
После этого была целая серия «полевых испытаний». Определенно новый NAO стал ярче, но я не могу сказать, что эта прибавка имеет решающее значение, он и так светил отменно. Света NAO вполне достаточно для уверенной и безопасной езды на велосипеде по лесным тропам, без использования дополнительных источников света.
Я всегда использую NAO в умном режиме Reactive Lighting. В этом режиме фонарь очень комфортен для глаз – вероятность ослепить себя отраженным светом фактически сведена к нулю. А уж если ночью необходимо работать с картой и ориентироваться, то этот фонарь лучшее, что мне приходилось использовать. Смотришь в карту — фонарь освещает её равномерно и не сильно, поднимаешь голову и моментально получаешь мощный прожектор. Это действительно удобно, и что самое важное этот режим существенно экономит батарею.
Время автономной работы у меня всегда получалось несколько меньше, чем в таблицах. В умном режиме с максимальной мощностью, что новая, что старая версия NAO работали ночью 4-4.5ч. Ночные температуры при этом были в районе 10-15°С. Видимо, производитель тестирует фонари при боле высокой температуре. В зимних условиях теста на автономность так и не случилось, но при температуре около -15°С и свежем снежном покрове 3 часа в максимальном режиме фонарь прожил, и не собирался сдаваться. Правда надо понимать, что из-за белого, хорошо отражающего снега, NAO в среднем светил менее ярко, и соответственно меньше потреблял. При переключении из яркого в экономный режим есть все шансы, что фонаря хватит на короткую летнюю ночь, но если мне нужен был свет на всю ночь, я никогда не рисковал, и брал запасной аккумулятор.
Отдельно необходимо отметить качество используемых материалов и запас прочности. При первом знакомстве NAO мне показался хлипким и несколько игрушечным, но это совсем не так. Количество веток, встреченных фонарем NAO прошлого поколения на велошлеме, не поддается счету, но он продолжает исправно работать. Более того, на корпусе даже царапин не появилось. Класс водостойкости (IP X4) подтвержден в процессе эксплуатации. Сильный продолжительный ливень и мокрый снег не повлияли на работу фонаря. В части конструкции новый NAO алогичен старому, поэтому запас прочности будет и его сильной стороной.
В этом сезоне у меня было крайне мало соревнований, но по настоящему гоночное испытание у нового NAO было. По ряду причин в этом году я не поехал на чемпионат России по рогейну на велосипедах, но мои друзья поехали, и я передал фонарик Руслану Дюльдину. Дальше приведу его отзыв об использование NAO на четвертом ЧР по рогейну на велосипедах в Кирове:
Это мой первый опыт использования Petzl NAO. C креплением на шлем проблем не возникло – все просто и очевидно. Фонарь при этом сидит на шлеме надежно, и не нарушает развесовку шлема. Управление фонарем интуитивно понятное.
В день гонки получили карты, спланировали дистанцию, стартовали… погода так себе, со старта 2 часа сильного дождя, холодно. Дистанция постепенно развивается, стараемся без ошибок отрабатывать в ориентирование, и где позволяют дороги держать высокий темп колесами. Дистанция была спланирована так, что ночью нас ждали более длинные перегоны и более простое ориентирование. В сумерках включил NAO – снова стало светло и комфортно. Порадовала возможность одновременно и с картой работать, и высвечивать удаленный объекты, контуры леса и т.д., одним словом адаптивный режим работает. Уже глубокой ночью понял, что велосипедную фару я так и не включил, и что света одного NAO мне было вполне достаточно. Несколько удивленный этим фактом включил велофару, т.к. света много не бывает, а NAO иногда стал переводить в экономный режим.
Первого аккумулятора хватило часа на 4 в ярком режиме, при околонулевой температуре ночью. Второй аккумулятор, чередуя яркий и экономный режим, дожил до утра.
Рогейн был сложным – технические проблемы с велами, плохая погода, не идеально подобранная одежда, жуткие косяки в карте, и только фонарь отработал как надо. Petzl молодцы, сделали реально хорошую вещь! Но один существенный недостаток необходимо отметить – фонарь работает только от специализированных аккумуляторов. Если бы NAO работал от обычных 18650 — цены бы ему не было.Petzl NAO можно смело рекомендовать ориентировщикам, рогейнерам, мультиспортменам и всем тем, кому необходим надежный и яркий налобник.
Ну а что касается результатов ЧР, то команда «Сальто Делчева» в составе Наталья Зимина, Алексей Демьяненко, Руслан Дюльдин чемпионат выиграли и в зачете смешанных команд и в абсолютном зачете. И вот такими уставшими, но довольными нас увидели на финише
Руслан Дюльдин
Подводя итог нашего совместного с Русланом повествования сформулирую основные достоинства и недостатки Petzl NAO.
Достоинства:
- Высокая яркость, правильная форма пятна.
- Технология REACTIVE LIGHTING. По этому параметру аналогов нет. И, что самое главное, это работает!
- Хорошая эргономика.
- Вполне приличное время автономной работы (учитывая яркость и вес)
Недостатки:
- Фонарь работает только от специализированных аккумуляторов. Нет совместимости с обычными 18650.
- Новая версия Petzl NAO все еще не поступила в продажу.
Многие в числе недостатков NAO указывают и довольно высокую цену. Но если внимательно проанализировать предлагаемые фонари, то сравнимые по яркости и функционалу налобники от известных производителей стоят примерно столько же. Существенно дешевле только китайцы, но качество и надежность китайцев непредсказуемо. И самое главное – в NAO есть адаптивный режим, что делает его сравнение со всеми остальными фонарями некорректным.
Petzl NAO — отличный вариант для соревнований. При этом не стоит забывать и о младших умных моделях — REACTIK, и снятых с производства, но еще продающихся TIKKA RXP, TIKKA R+. Для коротких соревнований по ночному ориентированию, для беговых тренировок в темное время суток я бы предпочел именно младшие модели, т.к. с одной стороны яркость NAO для указанных задач избыточна, а с другой стороны, младшие фонари существенно компактней и почти вдвое легче.
В завершение всем дочитавшим хочется пожелать крепкого здоровья и больших спортивных, ну и не только спортивных успехов! А качественный свет качественного фонаря вам в этом поможет.
Валентин Блинов
Команда «Сальто Делчева»