Мы не услышали ни слова о культуре и ценностях


  Мы не услышали ни слова о культуре и ценностях

Сегодня Дмитрий Медведев огласил свое уже третье по счету послание президента России Федеральному Собранию.

Интригу этому событию, несомненно, придавало то обстоятельство, что послание в этом году, во-первых, готовилось гораздо дольше, чем обычно. А во-вторых, делалось это в большой тайне — без каких-либо утечек, которые случались в прежние годы. Многие, таким образом, ожидали от выступления президента «информационной бомбы».

Но никаких сенсаций такого рода не произошло. Нынешнее президентское послание было посвящено вопросам демографии, модернизации политической системы, ряду внешнеполитических проблем и текущим социально-экономическим проблемам.

KM.RU попросил оценить основные моменты послания Дмитрия Медведева своих постоянных авторов-экспертов.

Председатель общероссийского движения «Наша Россия» Михаил Лермонтов:

— Безусловным преимуществом этого послания является обращение к проблемам молодого поколения и забота о его будущем.

Одним из наиболее интересных моментов стало обращение к региональным властям о выделении бесплатных земельных участков под строительство жилого дома при рождении третьего и последующего ребенка. Конечно, это был бы большой шаг в направлении решения жилищной проблемы. Однако возникает вопрос: а почему двое детей не имеют право на такой надел? В семье не могут появиться трое детей, если двоим уже имеющимся негде жить. Я считаю, что предоставление земли для жилищного строительства должно начинаться уже с первого ребенка. В конце концов, в нашей стране достаточно неиспользуемой земли.

Далее я обратил внимание на то, что несколько скромно прозвучали обещания, касающиеся социального обеспечения. Глава государства, в частности, провозгласил, что в настоящее время в России никто не живет ниже порога бедности. При этом, как мы знаем, ниже прожиточного минимума в РФ живет большое количество граждан. В связи с этим хотелось бы услышать, как государство собирается решать эту проблему — чтобы каждый гражданин жил на уровне выше прожиточного минимума с учетом социальной помощи со стороны государства.

Что касается инициатив президента в оборонной сфере, то, конечно, они могут только приветствоваться. Однако его слова о том, что мы можем вернуться к губительной гонке вооружений, если не вступим в альянс с НАТО и западной цивилизацией, конечно, вызывают удивление. Даже просто предположить такую возможность уже означает взять на себя большую ответственность. Я бы сказал, что это — знаковое замечание президента.

К сожалению, мы не услышали в послании ни слова о культуре и ценностях. Также не было сказано ни слова о духовно-нравственных ценностях народа и его идентичности, разрушение которой представляет угрозу будущему страны, в т. ч. детям и семьям, которым уделил так много внимания в своем выступлении Дмитрий
330b
Медведев. Им нужно предложить достойную модель того государства, в котором они живут, чтобы они могли им гордиться, так же, как и своей историей и культурой. Только тогда граждане будут настоящими патриотами своей державы, которые разделяют общие ценности.

Конечно, президент прав, что нужно начинать с семьи. Но семья ведь начинается с осознания себя ячейкой общества…

Резюмируя, я бы не мог назвать послание Дмитрия Медведева сбалансированным. Конечно, важно говорить о проблемах детей, но мы озабочены целостностью всей нашей цивилизации. Следует поднимать все аспекты жизнедеятельности общества, а не только «модернизационный»… Так что мое общее впечатление от выступления президента — разочарование.

Председатель экспертного совета «Опоры России» Никита Кричевский:

— Если говорить про экономический блок президентского послания, то я бы, во-первых, отметил поставленную задачу снизить инфляцию в нашей стране до 4-5% в год. Задача, безусловно, хорошая, но трудновыполнимая. Потому что, как известно, основная составляющая инфляции — это рост тарифов естественных монополий (прежде всего — газовой, а также, условно говоря, энергетической и в системе ЖКХ). Здесь вряд ли что-то получится сделать, потому что тем самым президент наступит на горло песне газпромовских лоббистов в правительстве. У «Газпрома», как известно, существует масса инвестиционных проектов, связанных как с профильным видом деятельности, так и с непрофильными активами. Не секрет, что правительство намеревается переложить значительную часть инвестиционных расходов на плечи потребителей, т. е. физических и юридических лиц. Поэтому в обозримой перспективе инфляции в 4-5% в России мы, скорее всего, не дождемся.

По поводу нецелевых расходов, которые составляют не менее триллиона рублей, и того, почему необходимо начать работу над новой редакцией закона о госзакупках, — это общее место, о котором уже не раз говорилось. Что касается новой редакции закона о госзакупках, то обсуждать ее можно будет только тогда, когда она увидит свет. Пока же совершенно очевидно, что нормативное регулирование государственных и муниципальных закупок сыграло на руку коррупционерам, которые расхищают бюджетные средства. Понятно, что с этим надо что-то делать. Но что? И это — задача, которую должны решать не мы с вами, а те самые хваленые юристы, на которых президент уповает. Так что будем ждать новой редакции.

По поводу призыва к муниципалитетам и региональным властям избавляться от непрофильных активов — это тоже не новость. Об этом много говорилось. Более того, эта позиция зафиксирована как в администрации президента, так и в правительстве РФ. А не далее, как на прошлой неделе, было объявлено, что желающие получить бюджетную поддержку должны представить соответствующие планы по поводу судьбы активов.

В случае с муниципалитетами ситуация, конечно, более сложная, потому что они не встроены в вертикаль власти, а являются местным самоуправлением. Таким образом, высказывание президента можно расценивать как рекомендацию муниципальным образованиям. Впрочем, согласно ФЗ № 131 от 2003 года об общих принципах организации местного самоуправления, муниципалитеты так или иначе должны избавляться от непрофильных активов, либо передав их в региональную (федеральную) собственность, либо приватизировав. Очевидно, это положение не везде выполняется.

Кроме того, очень важен вопрос, что считать непрофильными активами для того или иного муниципалитета. Потому что есть опасность, что под видом непрофильного может быть приватизировано что-нибудь очень даже профильное, т. к. муниципалитеты решают огромный спектр задач. Это — т. н. вопросы местного значения, для решения которых может понадобиться любой актив, начиная от нежилых помещений и заканчивая предприятиями.

Естественно, что особое место в послании президента заняла модернизационная составляющая. Дмитрий Медведев подчеркнул, что «не менее половины экономии запланированных расходов, а также часть дополнительных доходов федерального бюджета» следует «направлять на поддержку приоритетов модернизации». Конечно, это — благое пожелание, но на практике трудноосуществимое. Дело в том, что федеральный бюджет у нас дефицитен. Поэтому все дополнительные доходы, а также сэкономленные расходы будут идти на покрытие этого дефицита, который планируется ликвидировать не ранее 2015 года. Тут, как говорится, не до модернизации. Это было бы актуально, если бы прозвучало году так в 2005-м или 2006-м.

Что касается другой социально-экономической темы — повышения тарифов страховых взносов во внебюджетные фонды с 26 до 34%, то с учетом того, что фонд оплаты труда в экономике России в среднем составляет 27% ВВП, то на себестоимость товаров (с учетом повышения отчислений на 8%) дополнительно ляжет всего лишь 2%. Но это — по экономике в среднем. Понятно, что у крупных предприятий эта сумма будет меньше, в то время как у малых предприятий, наоборот, существенно выше, потому что у последних доля заработной платы в себестоимости порой доходит до 70% и выше. Конечно, само по себе повышение тарифов является объективным и обоснованным, но это больнее всего ударит по малому бизнесу, который наша власть стремится пестовать. Однако эта мера неизбежна. К тому же здесь следует учитывать, что еще лет 6 назад мы жили при ЕСН в 35%, и ничего — как-то справлялись. Кроме того, следует иметь в виду, что страховые взносы — это не налоги, и любой работодатель, выплачивая их за работников, на самом деле перечисляет в страховые фонды часть их заработка. Наконец, для тех, кто сидит в «сером» секторе, все равно, какой будет совокупный страховой взнос — 20, 30 или 40%. Они в любом случае ничего не теряют, потому что в любом случае не платят весь налог. Те же, кто работает в легальном секторе, вряд ли при устоявшихся правилах игры в массовом порядке ринутся в теневой сектор.

А насчет выгоды для системы ОМС, то это — по меньшей мере спорная схема, потому что основная часть дополнительных средств будет идти на закупку медицинского оборудования. Дело важное, кто бы спорил. Но проблема в том, что когда профильные ведомства проверяли расходование средств в рамках нацпроекта «Здравоохранение», то выяснилось, что томографы закупались по цене чуть ли не в 5 раз выше реальной. Т. е. опять сначала нужно разрабатывать антикоррупционные меры, а потом уже рассуждать об отдаче от разного рода экономий и фискальных шагов.

Генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин:

— Могу отметить, что послание было весьма эмоциональным, хотя в целом Медведев озвучивал те же свои идеи, о которых он говорил в течение последнего года. Тем не менее, эта эмоциональность, которая также была очень сильна в последних посланиях Владимира Путина, когда он был президентом, заставляет еще раз вспомнить о нем и о том, что эти два человека реально работают в одном тандеме. Кстати, появившиеся в речи Медведева пассажи на экологическую тематику — явно тоже от Путина: он, как известно, сейчас активно специализируется и на этой проблематике. А вот по теме детей-инвалидов — это, наверное, от Светланы Медведевой.

Экономическая тематика в президентском послании была затронута в самых общих контурах, за исключением повышений отчислений в социальные фонды и льгот для малого бизнеса в этом отношении. Но, очевидно, в целом экономическая политика отнесена к компетенции премьер-министра, что, кстати, лишний раз подтверждает действенность тандема Медведев — Путин. Хотя, полагаю, вопрос о выдвижении чьей-то конкретной кандидатуры на президентских выборах 2012 года пока даже не обсуждался.

Далее, по сегодняшнему посланию, могу отметить, что Медведева явно злит, что та «борьба с коррупцией», которую он объявил главным приоритетом, никаких реальных результатов не дала. Прямо, конечно, это сказано не было, но подспудно звучало вполне ясно.

Можно отметить еще один момент, который явно не вызвал восторга у большинства присутствовавших на оглашении послания. Это — заявление президента о том, что необходимо восстанавливать в обществе доверие к институту выборов. Это — прямой камень в огород «Единой России», которая уже так привыкла все выборы устраивать под себя, что по-другому их, похоже, просто не представляет. Напомню, что буквально на днях Медведев уже говорил о недопустимости положения в стране, когда оппозиция теряет даже призрачные шансы победить на выборах, а правящая партия «бронзовеет». Все вместе эти высказывания — не очень приятный сигнал для «Единой России», к которой между тем принадлежит большинство собравшихся в зале.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *