Московское управление ФАС возбудило в отношении столичного правительства дело о нарушении антимонопольного законодательства за взимание с москвичей незаконных платежей за техническое обслуживание счетчиков воды. Как сообщили корреспонденту ИА REGNUM Новости в пресс-службе партии «Яблоко» , которая и обратилась в ведомство, за услугу, в которую не входит ни ремонт счетчика, ни его проверка, жители столицы ежегодно платят около миллиарда рублей (в среднем 500 рублей с квартиры).
В 2009 году в платежных документах появилась графа «техническое обслуживание квартирных приборов учета воды» (ТО КПУ), за которое москвичи должны платить от 480 до 515 рублей в год, напомнили в пресс-службе. При этом ремонт счетчика и его проверка в это «техническое обслуживание» не входит. «Мэрия установила эту обязательную услугу в нарушение законодательства», — считает руководитель Школы активного горожанина, «яблочница» Татьяна Овчаренко. По ее словам, «ни один закон не требует от потребителя заключать договор ТО КПУ, проводить некие описанные в актах мэрии операции с приборами учета воды, и, тем более, оплачивать их управляющим организациям».
«Фактически с принятием регламента от 26.09.09 и постановления от 10.02.2004 № 77-ПП введен незаконный побор в пользу управляющих организаций. Указанные акты придают легитимность откровенно незаконным действиям управляющих организаций по навязыванию оплаты за не имеющие потребительской ценности операции с квартирными приборами учета воды», — отмечается в обращении, направленном мэру Москвы. Аналогичные запросы были направлены и в другие государственные органы, в том числе в ФАС. Согласно ответу, поступившему из московского УФАС, «в настоящее время в Управлении возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства Правительством Москвы в части издания постановления Правительства Москвы от 10.02.2004 № 77-ПП». Дело будет рассмотрено 1 декабря, уточнили в пресс-службе.
А Общество защиты прав потребителей (ОЗПП), в свою очередь, обратилось не только в ФАС, но и в Генпрокуратуру с просьбой пресечь практику навязывания управляющими организациями услуги технического обслуживания квартирных приборов учета воды (ТО КПУ). «Регулярно в ОЗПП обращаются москвичи с жалобой на необходимость оплачивать навязанную и фактически не оказываемую услугу, которая в платежном документе обозначена как ТО КПУ (технического обслуживания квартирных приборов учета воды). Данная услуга обходится потребителям в сумму от 480 до 700 рублей в год, — такие цифры приводит ОЗПП. — Всего на подобного рода поборы жители Москвы тратят около одного миллиарда рублей в год. И, в связи с повсеместной установкой счетчиков воды в Москве, до конца 2012 года указанная сумма незаконного побора может возрасти в несколько раз, увеличивая и без того огромную нагрузку на граждан по оплате услуг ЖКХ и бюджет горо
191d
да Москвы по субсидированию ТО КПУ».
От москвичей управляющие компании требуют заключения договора на обслуживание счетчиков при их установке или замене, без чего отказываются вводить счетчики в эксплуатацию, или просто включают оплату ТО КПУ в единый платежный документ (ЕПД) без договора. Навязывание услуги происходит также через включение условий о ТО КПУ в обязательный для каждого собственника договор управления многоквартирным домом и договоры на водоснабжение, пояснили в ОЗПП. Указанные действия управляющих компаний входят в противоречие со ст. 16 закона «О защите прав потребителей» , подчеркнули в организации.
Перечень операций, входящих в ТО КПУ, также вызывает сомнение у общественников: визуальный осмотр прибора; проверка наличия и целостности пломб; протирка приборов от пыли; контрольное снятие и запись показаний; проверка работоспособности водозапорной арматуры; проверка работы счетного механизма. При этом ремонт счетчика в ТО КПУ не входит и при необходимости он будет произведен за отдельную плату. Кроме того, многие москвичи жалуются в ОЗПП, что за несколько лет пользования счетчиками воды, так ни разу и не увидели того, кто захотел бы проверить их работоспособность или хотя бы протереть с них пыль.
Постановление правительства Москвы от 10 февраля 2004 г. № 77-ПП «О мерах по улучшению системы учета водопотребления и совершенствованию расчетов за холодную, горячую воду и тепловую энергию в жилых зданиях и объектах социальной сферы города Москвы», в частности, предоставляет управляющим организациям исключительное право проводить на территории Москвы операции по техническому обслуживанию. Таким образом, акт мэрии произвел раздел рынка волевым административным решением, что запрещено антимонопольным законодательством, добавили в ОЗПП.
Обслуживание счетчиков воды представляет собой регулярное выкачивание из населения денег за услуги, не имеющие никакой потребительской ценности, более того — москвичи в большинстве своем и не подозревают о нарушении своих прав со стороны управляющих компаний, констатировали в ОЗПП.